Инвестиционное послание Главы Республики Карелия в 2014 году

16 апреля 2015 года в Законодательном Собрании республики состоялось отчетное выступление Главы Карелии Александра Худилайнена о результатах деятельности Правительства республики за 2014-й год и задачах Правительства в 2015-м году.

Скачать извлечения из Отчета Главы Республики Карелия ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Ниже публикуется извлечения из Отчета Главы Республики Карелия «О результатах деятельности Правительства Республики Карелия, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Республики Карелия, за 2014 год», состоявшегося 16 апреля 2015 года


ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Задачи и приоритеты инвестиционной политики Правительства Республики Карелия определены в стратегических и концептуально-программных документах социально-экономического и инвестиционного развития региона[1] и нацелены на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности республики и развития предпринимательской деятельности.

Правительством Республики Карелия утвержден региональный комплекс мер на 2014-2015 годы[2], направленный на улучшение инвестиционного климата в регионе и предусматривающий, в том числе, меры по развитию механизмов и инструментов стимулирования инвестиционной деятельности; сокращению излишних административных барьеров; совершенствованию системы привлечения, поддержки и сопровождения инвестиционных проектов, инфраструктурному развитию республики в целом.

Основными итогами инвестиционного развития республики в 2014 году стали  создание и модернизация 4,2 тысячи рабочих мест, из них новых – 3,5 тысячи, что в 1,6 раза выше запланированного и в 1,2 раза выше уровня 2013 года; завершение 6 крупных коммерческих инвестиционных проектов в сфере энергетики, туризма, рыбного хозяйства, торгово-развлекательной деятельности и металлообработки с совокупным объемом вложений более 4 млрд. рублей, из них наиболее масштабные: реконструкция малой гидроэлектростанции (МГЭС) «Каллиокоски» в Сортавальском муниципальном районе; вторая очередь  строительства гостиничного комплекса «Ладожская усадьба» в поселке Ниэмелянхови Сортавальского муниципального района и первая очередь строительства торгово-развлекательного комплекса «ЛОТОС PLAZA» в г. Петрозаводске.

Лимит федеральных инвестиций достиг 9,9 млрд. рублей, на 7,4% превысив уровень аналогичного показателя 2013 года, и составил 56,1% всех ассигнований федерального бюджета 2014 года на реализацию в республике мероприятий федеральных и государственных программ, мероприятий, осуществляемых в рамках федерального субсидирования. Объем финансирования федеральных вложений составил 9,6 млрд. рублей (96,9% от лимита), из них освоено 7,8 млрд. рублей. Большая часть федеральных инвестиций направлена на развитие транспортной инфраструктуры республики: 61,7% общего объема поступления федеральных средств на капитальные вложения получено на финансирование подпрограмм «Внутренний водный транспорт» и «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». В целом в 2014 году республика участвовала в 20 федеральных целевых и государственных программах.

За счет средств Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в 2014 году на территории республики финансировалось 25 строительных объектов с общим объемом федеральных инвестиций 6,5 млрд. рублей. Лимит федеральных инвестиций в республиканские объекты ФАИП профинансирован в объеме 6,3 млрд. рублей (96,9% лимита), освоено 6 млрд. рублей.

При федеральном софинансировании в 2014 году в республике завершены очередные этапы работ по реконструкции объектов Беломорско-Балтийского канала, Национальной библиотеки Республики Карелия, инженерных сооружений аэропортового комплекса «Бесовец», строительству и реконструкции участков автомагистрали Р-21 «Кола», закончено строительство спортивного комплекса в пойме р. Неглинки в г. Петрозаводске.

Вместе с тем восстановить в регионе динамику роста инвестиций не удалось. Усиление к концу года рецессивных процессов в экономике привело к нивелированию повышательной динамики общего индекса физического объема инвестиций в основной капитал, сложившейся в январе-сентябре 2014 года, и резкому снижению инвестирования в конце отчетного года. В результате объем инвестиций в основной капитал по итогам 2014 года снизился до 85,8% в сопоставимых ценах к уровню 2013 года, составив в абсолютном выражении 30,8 млрд. рублей.

Доля инвестиций в валовом региональном продукте продолжает снижаться и, по оценке, за 2014 год составит порядка 17%, что ниже среднероссийского уровня (19%).

Усиление инвестиционных рисков на территории республики отражают и результаты рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России – 2014, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам исследований за 2013 год. Рейтинг Республики Карелия понижен с уровня 3В1 (пониженный потенциал – умеренный риск) до уровня 3С1 (пониженный потенциал – высокий риск). Это обусловлено резким ростом социального, финансового и управленческого рисков, в результате чего республика по общему рангу инвестиционного риска опустилась на 71-е место (среди 83 регионов России) против 69-го места годом ранее, при неизменном ранге инвестиционного потенциала (60 место).

Формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности республики и развития предпринимательской деятельности, в условиях действия кризисных процессов в региональной экономике, усиленных внешнеэкономическими вызовами, не просто остается стратегической задачей инвестиционной политики Правительства Республики Карелия, поскольку социально-экономическое развитие региона невозможно без стабильного роста притока инвестиций, но становится сверх актуальной. Поэтому усилия Правительства Республики Карелия в сфере инвестиций будут, прежде всего, направлены на формирование комфортного делового климата в регионе. Работа будет осуществляться по следующим направлениям.

1. Реализация Стандарта  деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе

В 2014 году республика полностью внедрила 14 из 15 положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Карелия (далее – Стандарт), вступив в завершающий этап реализации Дорожной карты внедрения Стандарта, утвержденной распоряжением Главы Республики Карелия от 4 марта 2014 года № 73-р.

В 2015 году предстоит доработка проекта Инвестиционной стратегии Республики Карелия до 2025 года (далее – Стратегия) по итогам публичного обсуждения с бизнес- и экспертным сообществами и проведение процедуры утверждения документа. С принятием Стратегии, которая призвана стать для бизнеса долгосрочным ориентиром инвестиционного развития региона, внедрение Стандарта в республике будет полностью завершено, и начнется следующий этап работы – мониторинг эффективности действия реализованных положений Стандарта. Он запланирован в рамках деятельности Экспертной группы по мониторингу апробации и внедрения Стандарта в Республике Карелия при участии органов исполнительной власти Республики Карелия, непосредственно осуществляющих функционирование положений Стандарта.

2. Внедрение лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Республике Карелия

В 2014 году прошла пилотная апробация Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг) – совместного проекта ведущих деловых ассоциаций и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – АНО «АСИ»). С 2015 года в рейтинг будут включены все 85 регионов России.

В 2015 году по результатам Национального рейтинга в республике будет проведен аудит текущего состояния инвестиционного климата, создан Проектный офис внедрения его лучших практик, доработан и утвержден комплекс мер по улучшению инвестиционного климата – Дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Республике Карелия (далее – Дорожная карта).

Проект Дорожной карты разработан и предусматривает четыре группы мер по улучшению:

- регуляторной среды (качество предоставления государственных услуг);

- институциональной среды (институты для бизнеса, в том числе качество законодательства, защищающего права предпринимателей и инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности);

- доступности ресурсов и качества инфраструктуры для бизнеса (дороги, земельные и энергетические ресурсы, объекты инвестиционной инфраструктуры);

- поддержки малого и среднего предпринимательства.

3. Продвижение лучших российских муниципальных практик по улучшению инвестиционного климата

Решение региональной задачи создания благоприятного делового климата невозможно без активного включения в этот процесс органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, поскольку инвестор, приходящий в регион и оценивающий возможности реализации своих инвестиционных планов на конкретной территории, прежде всего, начинает выстраивать диалог с органами местного самоуправления. И то, в каком ключе идет этот диалог, является индикативным моментом для инвестора в определении потенциальной готовности органов местного самоуправления к приему инвестиций.

В целях формирования благоприятного инвестиционного климата, создания и развития инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях, будет продолжено информирование органов местного самоуправления об успешных российских практиках по улучшению инвестиционного климата в муниципалитетах и опыте их внедрения. И, прежде всего, это продвижение подготовленного АНО «АСИ» «Атласа лучших муниципальных практик», в том числе в рамках деятельности хорошо зарекомендовавшего себя регионального образовательного инструмента «Муниципальная школа».

4. Развитие объектов инвестиционной инфраструктуры и обеспечение функционирования созданной инфраструктуры привлечения инвестиций, сопровождения и поддержки инвесторов

В пгт Надвоицы, при поддержке Внешэкономбанка, стартовал первый в республике проект по созданию промышленного парка – нового вида инфраструктуры привлечения и поддержки субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в регионе, рассчитанный на 2014-2015 годы: создана управляющая компания промпарком, выделен земельный участок, подготовлена проектно-сметная документация на строительство объектов инфраструктуры, осуществляется взаимодействие с некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» по софинансированию проекта, формируется перечень резидентов.

В 2015 году это направление деятельности получит дальнейшее развитие. Концепцией федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 года № 2563-р, предусмотрено создание еще четырех промышленных площадок в городах Петрозаводске, Костомукше, Кондопоге и пгт Вяртсиля.

Продолжат свою деятельность в 2015 году и коллегиальные органы республики, призванные координировать действия властных структур всех уровней по инвестиционному развитию региона и решению проблем реализации проектов: Межведомственная комиссия по размещению и развитию производительных сил на территории Республики Карелия (далее – комиссия) и Рабочая группа по содействию в привлечении инвестиций в экономику Республики Карелия (далее – рабочая группа), а также Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Карелия (далее – Совет).

В 2014 году на заседаниях комиссии и рабочей группы приняты решения по проблемам и перспективам реализации, а также возможным мерам поддержки, в отношении 6 инвестиционных проектов в сферах лесопромышленного и агропромышленного комплексов, нефте- и мусоропереработки, приграничной инфраструктуры: строительство завода по производству товарной беленой химико-термомеханической массы (БХТММ) мощностью 190 тысяч тонн в год (ООО «СтройИнвестРесурс»), создание и последующая эксплуатация объектов по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в Республике Карелия на основе государственно-частного партнерства, строительство таможенно-логистического терминала вблизи Международного автомобильного пункта пропуска «Вяртсиля» (ООО «Группа Компаний ТрансБалт»), домостроительного комбината в пгт Надвоицы (ООО «Пеностек Норд»), нефтеперерабатывающего завода в г. Суоярви (ООО «Астал К») и организация агропромышленного комплекса в Сортавальском муниципальном районе (компания Karelia Today Oy). Заседания Совета были посвящены рассмотрению хода и проблем внедрения Стандарта в республике, итогов реализации в 2014 году Мероприятий на 2014-2015 годы по реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы[3].

Правительством Республики Карелия в отчетном году заключено 9 соглашений с инвесторами о взаимодействии и сотрудничестве по реализации крупных инвестиционных проектов на территории региона, в том числе по итогам работы межведомственных органов. В настоящее время Правительство Республики Карелия сопровождает свыше 110 инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы.

5. Устранение негативного влияния административных факторов на инвестиционный климат

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 декабря 2014 года № 415-П «О регламенте сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Карелия» утвержден документ, имеющий особую важность для упорядочения взаимодействия инвесторов и органов исполнительной власти Республики Карелия в рамках инвестиционного процесса – региональный регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Документ направлен на унификацию процедуры взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Карелия с инвесторами при оказании им содействия и предоставлении мер государственной поддержки в рамках реализации инвестиционных проектов.

В рамках реализации программы по ликвидации административных барьеров в строительстве[4], в 2014 году в республике завершен процесс территориального планирования: утверждены все 126 документов территориального планирования и 110 документов градостроительного зонирования муниципальных образований республики.

В плановом режиме реализуются мероприятия региональной «дорожной карты» по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на 2014-2015 годы.

По состоянию на 1 января 2015 года в республике открыто 5 районных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и 23 территориальных структурных подразделения.

В результате доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах, по состоянию на 1 января 2015 года достигла 42,9% (при плане 40%) и в 3,1 раза превысила уровень 2013 года.

К концу 2015 года в республике будет создано 19 районных филиалов и 62 территориально обособленных структурных подразделения с предоставлением всего спектра государственных и муниципальных услуг (в том числе услуг по формированию и предоставлению земельных участков, выдаче градостроительных планов, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства). При этом доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, возрастет до 90 процентов.

6. Внедрение территориально-организационных механизмов привлечения инвестиций в регион  

В 2014 году, по итогам совместной работы Правительства Республики Карелия с органами местного самоуправления Беломорского, Кемского и Лоухского муниципальных районов, приняты решения о создании зоны территориального развития в границах указанных муниципальных образований.

В 2015 году будут предприняты дальнейшие шаги по внедрению территориального механизма привлечения инвестиций в регион, предусмотренного Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предполагающего формирование в рамках зоны благоприятных условий для инвесторов путем предоставления комплексных мер государственной поддержки. Новый план мероприятий, рассчитанный на 2015-2016 годы, должен определить этапы и сроки подготовки создания зоны в привязке к конкретным муниципальным образованиям республики.

В 2015 году предстоит также проработать возможность применения на территории региона, в том числе в моногородах, механизма территориального развития, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

7. Развитие региональной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности

В 2014 году нормативная правовая база республики дополнена правовыми актами, направленными на реализацию законодательства Республики Карелия о государственной поддержке инвестиционной деятельности: приказом Министерства финансов Республики Карелия[5] об утверждении порядка и условий заключения инвестиционного соглашения по предоставлению инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджет Республики Карелия, и региональным налогам, а также приказом Министерства экономического развития Республики Карелия[6] об утверждении Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов организаций, претендующих на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности в рамках Закона Республики Карелия от 5 марта 2013 года № 1687-ЗРК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия».

В 2015 году предстоит разработать Порядок и условия заключения инвестиционных соглашений по предоставлению субсидий из бюджета Республики Карелия на частичное возмещение затрат по выполнению кадастровых работ в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, а также условия заключения инвестиционных соглашений по предоставлению инвесторам субсидий из бюджета Республики Карелия на частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным для финансирования инвестиционных проектов.

В целях реализации возможности заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов, предоставляемой Земельным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона № 171-ФЗ[7], будет подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон Республики Карелия от 5 марта 2013 года № 1687-ЗРК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия» в части определения понятия и критериев масштабных инвестиционных проектов.

8. Государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности

Государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 5 марта 2013 года № 1687-ЗРК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия».

По состоянию на 1 января 2015 года в Республике Карелия действовало 12 инвестиционных соглашений о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования (о предоставлении инвесторам налоговых льгот), 3 из которых заключено в 2014 году, с общим объемом вложений по инвестиционным проектам, получившим государственную поддержку в форме налоговых льгот, 15,2 млрд. рублей. На предоставление субсидий на частичное возмещение затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам в 2014 году из бюджета Республики Карелия направлено 8 млн. рублей. Продолжали действовать подписанные в 2012 году на период до 1 января 2024 года договоры о предоставлении государственных гарантий в общей сумме 528 млн. рублей по кредитным договорам, заключенным ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» для реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции водопроводных и канализационных сооружений в г. Петрозаводске.

В 2015 году практика предоставления мер государственной поддержки
в соответствии с действующим законодательством будет продолжена.

9. Совершенствование информационного обеспечения инвестиционного процесса и маркетинг территории

Информационное обеспечение инвестиционного процесса в республике осуществляется через инвестиционный сайт «Республика Карелия для инвестора», портал малого и среднего предпринимательства Республики Карелия, Официальный интернет-портал Республики Карелия и начавший свою деятельность в 2013 году в стартовом режиме Геопортал Республики Карелия.

В 2014 году, в рамках деятельности по повышению информативности электронных информационных ресурсов, проведены работы по модернизации и регламентации администрирования и наполнения данными Геопортала региона, в том числе интегрированной в структуру последнего системы интерактивного пространственного мониторинга (геомониторинга) инвестиционных проектов Республики Карелия, разработанной в поддержку инвесторам: утверждено Положение об информационной системе «Геопортал Республики Карелия» и Регламент информационной поддержки информационной системы «Геопортал Республики Карелия»[8].

В 2015 году будет полностью обновлена техническая платформа инвестиционного сайта «Республика Карелия для инвестора», проведена его реструктуризация под современные стандарты дизайна и пользования с учетом требований Стандарта  деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

В целях инвестиционного продвижения региона ежегодно формируется программа участия Республики Карелии в экономических форумах, выставках, семинарах с организацией презентаций инвестиционного потенциала республики и перспективных проектов развития.

Всего по итогам 2014 года предприятия, организации и органы исполнительной власти Республики Карелия приняли участие в 38 выставочных мероприятиях, из них: в 2-х зарубежных, 22-х межрегиональных и 14-ти региональных, итогом которых, в том числе, стали порядка 260 встреч с потенциальными инвесторами и партнерами, 550 встреч по вопросам приобретения нового оборудования и технологий, подписание региональных правительственных соглашений о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития республики с ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», ОАО АФК «Система», ЗАО «Группа компаний «Ренова», ОАО «Сбербанк России», а также о сотрудничестве в целях реализации проекта «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры города Кеми (Морской торговый порт Кемь)» с ООО «Кемьинвест», о сотрудничестве с Администрацией Краснодарского края.

В 2015 году реализация политики территориального маркетинга, направленная на продвижение экономико-инвестиционных преимуществ республики через участие в экономических международных и российских мероприятиях выставочно-презентационного формата, продолжится. Пропаганда инвестиционных преимуществ региона будет осуществляться также через подготовку информационно-аналитических материалов об инвестиционной деятельности в республике для специализированных экспертных изданий, информационных агентств и телерадиокомпаний.

Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия в сфере инвестиций в 2015 году будут реализованы через выполнение мероприятий государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия» до 2020 года, мероприятий по реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2014-2015 годы, Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности до 2017 года, мероприятий по подготовке к 100-летию образования Республики Карелия.

Ожидается, что это позволит снизить негативное влияние кризисных факторов, обусловивших сужение инвестиционной деятельности в регионе, остановить динамику падения инвестиций в основной капитал, сократить инвестиционные риски и не ухудшить позиции республики в рейтинге развития инвестиционной среды[9], в соответствии с которым по итогам за 2013 год регион вошел в группу субъектов Российской Федерации со средним уровнем социально-экономического развития (35-е место среди 39 регионов со средним уровнем социально-экономического развития) и средним уровнем достижения целевых показателей по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.




[1]Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года утверждена постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IVЗС; Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года  утверждена постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 15 ноября 2012 года № 467-V ЗС; Государственная программа Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия» до 2020 года утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 3 марта 2014 года № 49-П; Основные направления инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы утверждены распоряжением Правительства Республики Карелия от 21 апреля 2011 года № 185р-П.

[2]Мероприятия на 2014-2015 годы по реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы утверждены распоряжением Правительства Республики Карелия от  6 июня 2014 года № 320р-П.

[3]Мероприятия на 2014-2015 годы по реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы утверждены распоряжением Правительства Республики Карелия от  6 июня 2014 года № 320р-П.

[4]Программа «Ликвидация административных барьеров в строительстве Республики Карелия на 2011-2015 годы» утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 декабря 2010 года № 554р-П.

[5]Приказ Минфина Республики Карелия от 27 февраля 2014 года № 55 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Карелия 3 апреля 2014 года за № 2340).

[6]Приказ Министерства экономического развития Республики Карелия от 23 сентября 2014 года № 148-А.

[7]Федеральный закон от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[8]Постановление Правительства Республики Карелия от 14 октября 2014 года № 320-П.

[9]Министерство экономического развития Российской Федерации «Оценка эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности по итогам

2013 года».