Контрольно-надзорная деятельность
Одним из главных условий повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации является снижение административного давления на бизнес, связанного с реализацией контрольных функций государства. Приоритет проводимой в этом направлении работы - обеспечение баланса между защитой охраняемых законом ценностей и соблюдением интересов субъектов предпринимательства.
Для реализации указанных целей принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» , закрепляющий новые подходы к осуществлению контрольной (надзорной) деятельности:
Одним из главных условий повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации является снижение административного давления на бизнес, связанного с реализацией контрольных функций государства. Приоритет проводимой в этом направлении работы - обеспечение баланса между защитой охраняемых законом ценностей и соблюдением интересов субъектов предпринимательства.
Для реализации указанных целей принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» , закрепляющий новые подходы к осуществлению контрольной (надзорной) деятельности:
- Акцент с проверок предпринимателей смещается на профилактику и предупреждение нарушений
- Применение риск-ориентированного подхода, что позволяет снизить административную нагрузку на добросовестные организации
- Исключена «палочная» система - качество работы контролирующих органов оценивается по предотвращенным рискам, а не по количеству проведенных проверок и выявленных нарушений
- Широкое использование IT-технологий, цифровая трансформация сферы контроля
- Применение механизма досудебного обжалования решений, действий (бездействия) контрольных органов. Жалоба подается на портале Госуслуг
Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Статья 56 Федерального закона № 248-ФЗ
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий (далее-КНМ):
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий (далее-КНМ):
- контрольная закупка;
- мониторинговая закупка;
- выборочный контроль;
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
Виды профилактических мероприятий
Статьи 45, 46 Федерального закона № 248-ФЗ
При осуществлении профилактического визита юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) не могут выдаваться предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства. Разъяснения, полученные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
- Информирование посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
- Обобщение правоприменительной практики в целях обеспечения единообразных подходов контролирующими (надзирающими) органами требований действующего законодательства, а также для выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
- Меры стимулирования добросовестности, которые применяются для мотивации контролируемых лиц добросовестному соблюдению требований действующего законодательства. В этих целях контролирующие (надзирающие) органы организуют мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (в случае наличия указанных мер в положении о виде контроля).
- Объявление предостережения при наличии у контролирующего (надзирающего) органа информации о готовящихся нарушениях требований действующего законодательства или признаках нарушений обязательных требований.
- Консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
- Самообследование, в ходе которого осуществляется добровольная самостоятельная оценка контролируемыми лицами соблюдения обязательных требований. Осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».
- Профилактический визит, который проводится инспектором контролирующего (надзирающего) органа в виде профилактической беседы по месту нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя) или с использованием видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита инспектор информирует контролируемых лиц о требованиях действующего законодательства, которые предъявляются, к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля.
При осуществлении профилактического визита юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) не могут выдаваться предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства. Разъяснения, полученные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Требования к проведению проверок
Статья 65 Федерального закона № 248-ФЗ
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением тех, что проводятся без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми, следующих действий:
Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) действия, совершаемые в рамках конкретного вида КНМ.
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением тех, что проводятся без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми, следующих действий:
- осмотр
- досмотр
- опрос
- получение письменных объяснений
- истребование документов
- отбор проб (образцов)
- инструментальное обследование
- испытание
- экспертиза
- эксперимент
Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) действия, совершаемые в рамках конкретного вида КНМ.
Особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в период действия моратория на проверки
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»
Мораторий на проверки
До 2030 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, допускается в исключительных случаях:
По согласованию с органами прокуратуры:
при угрозе и фактах причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства ;
при угрозе и фактах возникновении чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
проверки ФНС в рамках контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники;
проверки Роструда в случае поступления от работников обращений о массовых нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с невыплатой заработной платы;
проверки Роскомнадзора в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных в отношении операторов, в случае если установлен факт распространения (предоставления) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» баз данных (или их части), содержащих персональные данные;
по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 года.
Без согласования с органами прокуратуры:
по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
внеплановые документарные проверки при поступлении в контрольный (надзорный) орган в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа либо из органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-разыскных мероприятий изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу.
Мораторий на проверки
До 2030 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, допускается в исключительных случаях:
По согласованию с органами прокуратуры:
при угрозе и фактах причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства ;
при угрозе и фактах возникновении чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
проверки ФНС в рамках контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники;
проверки Роструда в случае поступления от работников обращений о массовых нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с невыплатой заработной платы;
проверки Роскомнадзора в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных в отношении операторов, в случае если установлен факт распространения (предоставления) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» баз данных (или их части), содержащих персональные данные;
по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 года.
Без согласования с органами прокуратуры:
по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
внеплановые документарные проверки при поступлении в контрольный (надзорный) орган в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа либо из органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-разыскных мероприятий изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу.
Лицензирование и разрешительные режимы
постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах»
По ряду видов деятельности разрешения и лицензии, срок действия которых истекает в 2023 году, автоматически продлены на 12 месяцев.
постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах»
По ряду видов деятельности разрешения и лицензии, срок действия которых истекает в 2023 году, автоматически продлены на 12 месяцев.
Снижение административной нагрузки
Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Возбуждение административного производства за нарушение требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, допускается только после проведение контрольного (надзорного) мероприятия со взаимодействием, проверки и составления акта по результатам их проведения.
При совершении первого административного правонарушения субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения, штраф не взимается.
Суммы штрафов для малого и среднего бизнеса снижены в два раза, до уровня, предусмотренного для ИП.
Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Возбуждение административного производства за нарушение требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, допускается только после проведение контрольного (надзорного) мероприятия со взаимодействием, проверки и составления акта по результатам их проведения.
При совершении первого административного правонарушения субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения, штраф не взимается.
Суммы штрафов для малого и среднего бизнеса снижены в два раза, до уровня, предусмотренного для ИП.